Wanderer

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Wanderer » Маршруты и Карты » Тихтенген


Тихтенген

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

Тихтенге́н — горный массив в центральной части Большого Кавказа. Расположен на Главном Кавказском хребте, в верховьях реки Чегем, на границе Кабардино-Балкарии и Грузии.

Высота достигает 4611 м. Массив сложен кристаллическими сланцами, гнейсами и гранитами. На Тихтенгене расположены истоки многих крупных ледники (Цанери и др.). Общая площадь оледенения составляет около 46,8 км².

http://caubasephotos1.narod.ru/photos/cau_0062_mg.jpg

Тихтенген-Баши - горная вершина в Кабардино-Балкарии; находится в Главном Кавказском хребте, в верховьях р.Чегема. Высота – 4612 метров. Переводится с балкарского, как «успокоившаяся вершина», где тихте – «тихо», «спокойно»; ген – окончание прошедшего времени; баши – «верх», «вершина». Такое наименование этот массив получил за то, что с возвышенных точек он выглядит похожим на Эльбрус, то есть на вулкан. Местные жители считают его потухшим (успокоившимся) вулканом.

Фотографии с Тихтингеном

0

2

Анализ

Все маршруты на вершину Тихтенген, совершенны с 1903 по 1980 гг., классифицированы как комбинированные от 4А до 6А.

http://sascha-lange.users.photofile.ru/photo/sascha-lange/200711765/213950458.jpg
Вид на ледник Цаннер с Гестолы

Год

Вершина

Высота

к.т.

Маршрут

Руководитель

C ледника

1903г.

Тихтенген (Ю)

4611

В гребню

Л Роллестоун

Цаннер

1935г.

Тихтенген (Ю)

4611

З гребню

Н Попов

Цаннер

1936г.

Тихтенген (С)

4617

с северо-востока по кулуару и С гребню 

Б Симагин

RU

1937г.

Тихтенген (З)

4617

Ю кф. 3 гребня

А Альперин

Цаннер

1950г.

Тихтенген (Ю - С)

н/д

траверс с пер. Семи

Л Филоненко

Цаннер Китлод

1950г.

Тихтенген (С - Ю)

н/д

Цаннер

1957г.

Тихтенген (С)

4617

правому ребру СВ стены 

Л Филимонов

RU

1960г.

Тихтенген (С)

4617

СЗ стене 

А Флоринский

RU

1960г.

Тихтенген (С)

4617

СЗ кф. и С гребню

Б Злотник

RU

1974г.

Тихтенген (С)

4617

левому ребру СВ стены 

Ю. Иванов

RU

1976г.

Тихтенген (Ю)

4611

ЮВ ребру 3 гребня

В Даруга

Цаннер

1980г.

Тихтенген (Ю)

4611

центру Ю стены

А Короленко

GE

http://bookvachka.org.ua/photos/troika/svaneti_18.jpg
Вид с ледника Цаннер

http://prielbrusie.narod.ru/map/map08.jpg
Увеличить

Анализ проводится и еще не закончен!

0

3

Вид с Юго-Запада с ледника Китлод

http://www.mountain.ru/world_mounts/caucasia/bezengi/2000/fomichev/fotos/71/72-1.jpg

http://www.mountain.ru/world_mounts/caucasia/bezengi/2000/fomichev/fotos/71/71-1.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/mg5642/66429722/1167917/1167917_original.jpg
Вид с ледника Китлод

0

4

http://skitalets.ru/books/svanetia_naumov/risunok056.jpg

Источник

143. Тихтенген Южная по Восточному гребню (маршрут комбинированный, Т. Лонгстаффа, 4Б к/тр, рис. 20, 23).

С исходного бивака на Цаннерских площадках (м. 141) подойти по плато под ледово-снежный кулуар седловины Восточного гребня Тихтенгена, правее крутого взлета пирамидального IV и трех маленьких жандармов. С плато, перейдя бергшрунд, 200—250 м вверх по ледово-снежному кулуару на седловину Восточного гребня. На седловине свернуть влево и по скалам выше средней трудности взлета, потом по заснеженным скалам средней трудности Восточного гребня подняться на I жандарм. Далее по заснеженным скалам средней трудности Восточного гребня пройти II и III жандармы и выйти на седловины.

С седловины 200—250 м вверх по крутым скалам средней трудности с короткими стенками выше средней трудности Восточного гребня на IV жандарм (“Пирамида”), Далее по сильно изрезанному заснеженному скальному Восточному гребню средней трудности с короткими трудными и выше средней трудности стенками и острыми ледово-снежными гребешками (карнизы, “живые” камни) пройти, V, VI, VII жандармы со спуском 80 м по крутому острому заснеженному (карнизы) скальному гребню на седловину под вершинный взлет. На седловине бивак. От исходного бивака 8— 12 часов.

С седловины (без рюкзаков) по 40-метровому крутому ледово-снежному склону (сыпучий снег). Далее по 250—300-метровому, сильно заснеженному простому, местами крутому, средней трудности (“живые” камни) Восточному гребню взойти на вершину Тихтенген Южная. От бивака 2—3 часа.

144. Тихтенген Южная по Юго-восточному ребру Западного гребня (маршрут комбинированный, В. Даруги, 5Б к/тр, рис. 20, 23).

С Цаннерских площадок (м. 141) подойти по плато под массив Тихтенгена. Пройдя бергшрунд, подняться по крутому ледово-смежному 80-метровому склону и выйти на полку правой стороны Юго-восточного ребра стены. Отсюда 50—60 м вверх по скалам средней трудности, чередующимся с трудными короткими стенками и полками (“живые” камни). Затем 250—300 м вверх по трудным и выше средней трудности стенкам, плитам, углам, чередующимся с полками Юго-восточного ребра. Далее 150—160 м по скалам средней трудности (“живые” камни) кулуаров и углов выйти на маленькую площадку. Бивак. От плато 10—12 часов.

С маленькой площадки 250—300 м вверх по трудным и выше средней трудности стенкам с полками Центральной стенки Юго-восточного ребра (“живые” камни) и по 100—120-метровому крутому ледово-снежному кулуару выйти на площадку. Бивак. От предыдущего бивака 8—10 часов.

С площадки по трудным 20—30-метровым стенкам и средней трудности гребешкам Юго-западною ребра. Далее 100 м вверх по плитам верхнего взлета на Западный гребень. Здесь свернуть вправо и по 200-метровому заснеженному острому Западному гребню взойти на вершину Тихтенген Южная. От бивака на ребре 8— 10 часов.

145. Тихтенген Южная по Южному контрфорсу Западного гребня (маршрут комбинированный, А. Альперина, 4А к/тр, рис. 20, 23).

С исходного бивака на Цаннерских площадках (м. 141) выйти по снежному склону на перевал Семи и с него по пологому снежному склону ледника Китлод к широкому ледово-снежному склону, спускающемуся с Нижнего плеча Южного контрфорса Тихтенген Южной. По короткому сужающемуся ледово-снежному склону подняться на Нижнее плечо Южного контрфорса.

С плеча подъем по крутому ледово-снежному кулуару правого склона Южного контрфорса. Обойдя I и II скальные взлеты, выйти над ними на Южный контрфорс. Затем по скалам средней трудности Южного контрфорса 120—150 м вверх под III взлет, который обойти справа по сильно разрушенным простым и средней трудности скалам. Далее по простым и средней трудности скалам Южного контрфорса подняться на снежную перемычку под IV взлет и: обойти его по крутым, выше средней трудности, скалам правой стороны. Потом по простым скалам Южного контрфорса 120—150 м вверх на площадку под башню Южного контрфорса. С площадки 18—20 м вверх по скалам средней трудности I стенки башни на террасу, с левого края которой 35—40 м вверх по узкому камину с пробкой в средней части II стенки на большую наклонную полку. С правой стороны полки подъем 20—25 м по расщелине III стенки до очередной полки и далее по левой стороне IV стенки на вершину башни. С башни по простым скалам Южного контрфорса, пройдя небольшой жандарм, подъем на Западный гребень. С южной стороны Западного гребня на площадке бивак. От исходного бивака 10—12 часов.

Отсюда 300—350 м по сильно разрушенному простому и средней трудности Западному гребню с несколькими крутыми взлетами, провалами и ледово-снежными гребешками (карнизы) выйти на площадку. С площадки по простому Западному гребню подойти к стенке Попова. По трудным скалам стенки (ключевое место) с малым количеством зацепок траверс вверх-влево к широкой расщелине и по ней трудный подъем на наклонную полку. С правой стороны полки 10—12 м вверх-вправо по крутой гладкой плите и по простым скалам выход на стенку Попова.

По простым и средней трудности скалам Западного гребня на площадку под Черный жандарм. По центру жандарма—вверх до его середины, затем по полке и скалам средней трудности обойти его справа. Далее траверс по правой стороне Западного гребня, выйти на который у его резкого поворота влево. По Западному гребню, обходя небольшие жандармы слева, выйти на площадку под Острым жандармом. На площадке бивак. От предыдущего бивака на Западном гребне 9—11 часов.

С площадки обойти Острый жандарм. Далее по простым скалам с ледово-снежными гребешками (карнизы) Западного гребня взойти на вершину Тихтенген Южная. От бивака под Острым жандармом 2 часа.

146. Тихтенген Южная по Западному гребню (маршрут комбинированный, Н. Попова, 4Б к/тр, рис. 20, 23).

С перевала Семи (м. 145) простой спуск на верхнее плато ледника Китлод и по нему (закрытые трещины) — к третьему, считая от перевала Семи, ледово-снежному кулуару Западного гребня вершины Тихтенген Южная. На плато под кулуаром исходный бивак. От селения Жабеши 12—14 часов.

С плато по крутому ледово-снежному кулуару 200—250 м вверх на седловину Западного гребня вершины Тихтенген. От ледника Китлод около 1 часа. На седловине свернуть вправо и вверх по простому заснеженному скальному Западному гребню, траверсом 40—45 м обойти справа I жандарм. Далее 270—300 м вверх по снежному (карнизы) Западному гребню с двумя крутыми взлетами. Затем 60—80 м по заснеженным скалам средней трудности Западного гребня пройти II жандарм. III жандарм обходить траверсом справа по плитам выше средней трудности с выходом на перемычку под IV жандарм. Вершину IV жандарма обойти траверсом с дюльфером 40 м справа и по ледово-снежному кулуару подняться за ним на площадку Западного гребня под его 300-метровый взлет. На площадке бивак. От исходного бивака 8—10 часов.

С площадки траверс 160—180 м по ледово-снежному склону и плитам левой стороны 300-метрового взлета. Затем 250—300 м вверх по крутым разрушенным заснеженным скалам средней трудности на 300-метровый взлет Западного гребня. С южной стороны этого гребня есть площадка. От бивака под взлетом 4—6 часов. Далее м. 145.

0

5

ТРАВЕРС МАССИВА ТИХТЕНГЕН
И.В. Юхин

Массив Тихтенген расположен на Кавказе в верховьях Чегемского ущелья между бассейнами ледников: Цаннер — с юга, Китлод — с юго-запада, Кулак — с се­веро-запада, Тютюргу — с севера. От главной вершины Тихтенгена, высотой 4614 м, отходят гребни: на северо-восток к северной вершине (4582 м), от нее гребень спу­скается крутым контрфорсом к северному приюту Твиберского перевала; западный гребень тянется к перевалу Китлод; восточный гребень простирается до седловины безымянного перевала в хребте Джамб; южный гребень спускается прямо к перевалу «Семи».

Первое советское восхождение на главную вершину Тихтенген было совершено в 1935 г. по западному гребню альпинистами Н.М. Поповым и Л.А. Гутманом. На северную вершину Тихтенген первовосхождение было совершено в 1936 г. группой Б.П. Симагина. По восточному гребню впервые взошла группа Ленинградско­го индустриального института в 1938 г. Последующие вос­хождения на главную вершину совершались преимущест­венно по восточному гребню, причем совершавшие вос­хождение спускались с вершины, как и первовосходители, по пути подъема.

Классические траверсы массива Тихтенген по греб­ням, ведущим с севера на юг и с востока на запад, оста­вались невыполненными.

Сборной альпинистской команде Центрального Дома Красной Армии им. М.В. Фрунзе в составе мастера спорта капитана В. Коломенского, перворазрядников — майоров А. Веселова, Б. Корндорфа и заслуженного мастера спорта капитана И. Юхина (начальник команды), вхо­дившей в состав альпинистского траверса Главного Кав­казского хребта, было поручено пройти один из его участков — траверс массива Тихтенген с востока на запад.

Стремление одержать победу в борьбе с грозной гор­ной природой, преодолеть крутые снежные и ледяные склоны и отвесные скальные стены, чтобы взойти на вер­шину и спуститься затем на ледник Китлод, требовало мобилизации всех сил для выполнения намеченной цели. Сознание того, что первое прохождение траверса Тихтен­ген должно внести новый вклад в дело развития совет­ского альпинизма, что команде армейских альпинистов придется выполнять задание в отдаленном горном районе, уже за несколько месяцев до восхождения побудило нас серьезно заняться своей подготовкой.

Мы тщательно разработали план траверса, учитывая неудачи восходителей, пытавшихся побывать на вершине, детально обсудили тактику движения. Немало времени было уделено подбору специального снаряжения и об­мундирования. Для испытания новых образцов альпи­нистского снаряжения конструкции заслуженного мастера спорта В. Абалакова мы взяли «крабы» и складной ледо­руб.

По прибытии в горы тренировка выносливости не прекращалась. Во время переноски продуктов питания и снаряжения, необходимых для тренировки и восхожде­ния, пришлось много ходить с тяжелым рюкзаком весом в 25-30 кг. Тренировка в технике преодоления горных препятствий проводилась в лагере Адыл-су и во время тренировочного восхождения — траверса вершин Гадыл — Башкара. Неблагоприятная погода во время этого тра­верса (туман, метель и буря) еще более усложнила труд­ности похода.

Успешное проведение тренировочного траверса вершин четвертой категории трудности подтверждало, что команда хорошо тренирована к более трудному траверсу массива Тихтенген.

В первые же дни мы убедились, что добраться к под­ножию восточного гребня Тихтенген не так-то просто. Основной транспорт в горах — ишаки остановились перед рекой Мижирги. Снесенный бурной рекой мост за­держал наше продвижение, усилив ранее намеченного срока физическую нагрузку участников команды. Капи­тану Коломенскому пришлось преодолевать реку вброд, сообща наводили мы веревочную переправу, транспорти­руя над водой по веревке груз, а затем поочередно при помощи карабина переправлялись сами. После переправы понадобилось сделать два рейса, чтобы перенести на себе весь груз в Миссес-кош.

В первый день выхода из Миссес-коша — 16 авгу­ста — мы прошли Безингийский ледник до его верховья, дважды пересекли морену и медленно поднялись по тра­вянистым склонам вершины Кель-баши. С перевала Цаннер дул сильный ветер, пришлось остановиться и разбить палатку. К вечеру налетел буран, и в нашей палатке была холодно и неуютно: порывы ветра гасили очаг, ветер всю ночь трепал полотнища.

Утром ветер не давал возможности уложить рюк­заки. Двигаться вперед было почти невозможно, и мы шли, повернувшись боком или спиной по направлению движения. С большим трудом подошли к защищенной от ветра скальной стене, дальнейший путь прокладывали возле снежного карниза к перевальной седловине Цаннера.

Юго-западные склоны ледника Цаннер встретили нас более приветливо. Яркие лучи солнца согрели иззябших альпинистов, высушили одежду. Появление из тумана восточного гребня Тихтенген и близость площадки, на­меченной для базового лагеря, вливали новые силы, уско­ряли замедлившийся темп. Базовый лагерь мы организо­вали у первого ледопада на леднике Цаннер. Здесь из скальных плит выложили на льду хорошую площадку, приготовили под скалой место для хранения продуктов питания и снаряжения, оставленных на обратный путь.

Самым ответственным днем похода было 18 августа. Покидая базовый лагерь, нужно было возможно более тщательно отобрать продукты питания и снаряжение на полный траверс, по возможности облегчив рюкзаки и в то же время обеспечив себя не только всем необходимым, но и известным резервом — ведь мы были в районе, удаленном от альпинистских лагерей, от насе­ленных долин.

Хорошая подготовка команды и приподнятое настрое­ние в связи с началом штурма, а также хорошая погода позволили связанным попарно веревкой Юхину — Коло­менскому, Веселову — Корндорфу без особого труда за четыре часа взойти по скалам на восточный гребень.


http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/3/2680/2680_html_6e70a0b9.jpg

Увеличить
Схема восхождения команды капитана И.В. Юхина на Тихтенген.
Кружками (о) обозначены места бивуаков

Пройдя по нему до первого удобного места, мы оборудо­вали площадку для палатки. Устройство бивуаков на гребнях — нелегкое дело. Ведь если и встречается гото­вая площадка, устроенная самой природой, то она может попасться слишком рано, когда рабочий день еще не закончен. Но когда день уже на исходе, гребень, как на зло, становится острым, как нож, или же его ледяной склон круто обрывается вниз. Здесь-то и начинаются творческие искания, закипает напряженная стройка: приходится выворачивать большие камни, вырубать пло­щадку на ледяном склоне. Иногда углы палатки не умещаются на площадке и приходится подвеши­вать на веревках камни для оттяжки углов. Спящий с этой стороны вынужден свешивать ноги в бездну, привязавшись веревкой к надежно забитому крюку.

19 августа погода нас не порадовала: сильный ветер и туман не позволили быстро двигаться по гребню. Мас­сив Тихтенген был неузнаваем: в августе он считается скальным, а тут его белые склоны ничем не отличались от снежных и ледовых вершин. Это еще больше увеличи­вало трудности нашей работы. При движении по скалам приходилось расчищать снег, чтобы отыскать надежные выступы. То и дело нужно было отжимать мокрые рука­вицы. Руки весь день были мокрыми, мы судорожно цеп­лялись застывшими пальцами за малейшие неровности скал. Мы шли окутанные молочной пеленой сплошного тумана. Этот день казался бесконечно долгим. К счастью, к концу дня мы обнаружили небольшую снежную пло­щадку, которую расширили уложенными камнями. Устроив, очаг для кухни, мы приготовили горячую пищу, вдоволь напились чаю, после чего крепко заснули.

Утро 20 августа. Дежурный, майор Веселов, первым выбрался из палатки и приготовил горячий завтрак. Он с радостью извещает нас о перемене погоды в лучшую сторону. Но этот прогноз дежурного не оправдался: с юга наползли темные густые облака, поднялся предве­щавший ненастье резкий ветер. Впереди большой мно­годневный путь, поэтому выжидать более благоприятную погоду до следующего дня невозможно. У нас строго рассчитано питание, и каждый метр продвижения по маршруту сулит успех, приближает к победе. Итак, впе­ред и только вперед!

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/3/2680/2680_html_m201a9827.jpg

Бивуак на провале гребня. Впереди «жандарм» на гребне
Фото А. Веселова

Крутые ледяные склоны, предательски засыпанные свежим снегом, требуют напряженной работы первого, прокладывающего путь для остальных товарищей от одной надежной скалы до другой, вырубая при этом сотни ступенек. Ледоруб новой конструкции с дополни­тельной лопаткой облегчает трудоемкую работу. Тяже­лый рюкзак во время вырубания ступенек тянет в про­пасть, и надо особенно внимательно рассчитывать дви­жения, ибо малейший промах, и нога сорвется со склона.

К 16 часам мы подошли к горизонтальному гребню. Чувствовалось приближение вершины. Туман по-прежнему слепил глаза. Видимость не превышала 10-12 м. Холод­ный ветер стих, над нами изредка проглядывало солнце, а внизу двигался сплошной пеленой туман. Остановившись на отдых, мы пристально всматривались в сторону вер­шины... Из молочной дымки отчетливо, подобно фото­снимку, появляющемуся в проявителе, вырисовываются на короткий момент ближние скалы. Но где же сама вершина? Предстанет ли она перед нами во всем своем грозном величии?

Гребень обрывается здесь сорокаметровым провалом. Надежды увидеть отсюда вершину так и не оправдались. Придется спускаться в провал. Прежде чем организовать спуск по веревке, нужно было спуститься метров на де­сять по вырубленным ступенькам на ледяном гребне до находившейся там площадки с надежными скалами и только после этого приступить уже к спуску по веревке. Спуск по отвесной скальной стене длиною в 30 м закан­чивался выходом на ледовый склон, на котором пришлось вырубать ступеньки, чтобы достичь основания провала и в наиболее удобном месте установить палатку на снеж­ной площадке. При спуске способом «по веревке сидя» мокрая веревка сильно тормозила движение. Длинный конец ее всей своей тяжестью врезался в плечо, и рука с трудом протравливала веревку. Последним спустился капитан Коломенский. Он искусно потянул веревку за нижний конец и из петли, завязанной на скале высоко над его головой, извиваясь опустились к его ногам шестьдесят метров испытанной веревки. Тем временем палатка была уже разбита и в кастрюле таял снег для ужина.

Удивительно холодное утро выдалось 21 августа. Кругом снега, не верилось, что мы находимся в горах в самый жаркий летний месяц. Мы одели все теплые вещи, но не согревались даже во время движения, при малейшей остановке ветер снова пронизывал сквозь ткани одежды, добираясь до тела. В этот день мы должны были достигнуть вершины, но она была по-прежнему за­крыта густым туманом. Как трудно двигаться к цели, когда ее не видно!

Несмотря на это, каждый из нас уверен в победе, и мы стремимся пройти за день большой маршрут. От бивуака мы быстро поднялись по снежному склону, ве­дущему к скальной стене. Здесь нам основательно при­шлось поработать как скалолазам. Усовершенствованные крюки-«крабы» помогали нам успешно преодолеть заглаженные скалы, круто возвышавшиеся над снежными склонами. Пройдя через несколько «жандармов», мы вы­шли на острый заснеженный гребень, по которому метр за метром продвигались вперед.

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/3/2680/2680_html_m2ec410d1.jpg

Майор Б.А. Корндорф преодолевает «жандарм» восточного гребня

Фото А. Веселова

Идет четвертый день огромного напряжения физиче­ских сил и воли. Все эти дни мы шли по 10-12 часов в сутки, но непогода заставляла итти с наибольшей осто­рожностью, продвигаться значительно меньше, чем обычно. День подходил к концу, но ветер по-прежнему бушевал над гребнем, а мы не встретили сколько-нибудь подходящего места для ночевки. По всем расчетам где-то недалеко вершина. Никто не напоминал о том, что под­ходит время для бивуака — всем хотелось возможна ближе подойти к цели. Так мы шли до наступления, темноты, но вершины все еще не было.

Теперь пришлось спуститься по снежному склону с гребня, чтобы устроиться на ночлег. Под снегом ока­зался лед и, не теряя времени, сначала по очереди, а за­тем, расширив площадку, всей четверкой мы рубили лед, чтобы на крутом склоне подготовить маленькую-площадку для палатки. Работать здесь вчетвером тесно. Рюкзаки пришлось привязать к забитым в лед крюкам, иначе они слетели бы в пропасть. Холодно. Малейшая остановка в рубке льда грозила отморожением рук и ног. Ветер не утихал, но мы упорно продолжали размашисто рубить лед, терпеливо подготавливая себе убежище. Ведь хорошо установленная палатка и теплый спальный мешок защитят нас от мороза, помогут восстановить силы перед генеральным штурмом вершины.

Наши труды не пропали даром. В углублении палатка была хорошо защищена от ветра. Сложенная кольцами веревка и разложенные на дне палатки штормовые ко­стюмы предохраняли нас от холодного льда. Мы крепко проспали всю ночь.

Утром, поднявшись по крутому снежному склону и пройдя по скальному гребню, наша двойка к полудню 22 августа очутилась на его высшей точке. Гребни ухо­дили вниз, в молочную даль. Стоявший густой туман за­ставил нас усомниться. «Неужели вершина?» — спросил мой спутник. «Очевидно», — ответил я. Недалеко от этого места мы обнаружили сложенный из камней и засыпанный снегом небольшой тур.

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/3/2680/2680_html_m192cf4d9.jpg

На фирновом склоне западного гребня Тихтенген.

Справа виден гребень, ведущий от вершины к леднику Китлод

Фото А. Веселова

В консервной банке лежала завернутая в целлофан записка лейтенанта А. Грязнова, который со своей командой поднялся на вершину в 1944 г. по восточному гребню. На вершине пробыли не более тридцати минут, оставили свою за­писку и двинулись в завершающий путь.

Далеко вперед уходят колоссальные снежные карнизы и острые снежные гребни. Где выбрать путь? Как дви­гаться вперед? На этом пути приходилось нередко ба­лансировать над тысячеметровыми пропастями, обрывающимися к Китлодскому и Кулакскому ледникам. Нужно было точно рассчитать плотность снега, который должен был удержать человека. Эти ненадежные снежные гребни и карнизы были пройдены без единого срыва. Дальше тянулся обнаженный от снега скальный гребень. В этот день мы прошли довольно длинный путь.

Большая половина пути была позади, и мы разре­шили себе открыть банку с вареньем. Полулежа в па­латке, готовили ужин. В воздухе тепло, и густой туман, как дым, обволакивал скалы гребня. Где-то в стороне Сванетии раздавались раскаты грома. Это не предвещало хорошей погоды на завтра. Не успел еще майор Корндорф открыть ножом банку с вареньем, как вдруг разряд молнии сверкнул огненной лентой по ножу, слегка ударив нас, находящихся в палатке, по головам. Моментально удалив все металлические предметы, мы предохранили себя от нового визита молнии.

23 августа нас, наконец, порадовали яркое солнце и хорошая видимость. Мы впервые согрелись, высушили вещи. Только в этот день мы ясно увидели вершину Тихтенген — пройденный и предстоящий путь. Совсем близко от нас тянулась на юго-восток грозная Безингийская стена, с северных склонов которой то и дело с грохотом срывались лавины. К югу поднималась пирамидальная вершина Тетнульда, с севера она выглядела неприступной.

Видимость была настолько хороша, что мы легко раз­глядели Эльбрус, двурогую Ушбу, Донгуз-орун, Бжедух и многие вершины, отстоявшие за десятки километров.

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/3/2680/2680_html_29e4ae6b.jpg

Капитан В. Коломенский страхует капитана И. Юхина

(слева), прокладывающего путь по предвершинному гребню

Фото А. Веселова

Этот день остался особенно памятен одним «жандар­мом», который преградил нам путь. Пришлось потратить много времени и энергии, чтобы отыскать правильный путь. Вначале пришлось взобраться на скалу перед «жан­дармом», но отвесный склон заставил нас возвратиться обратно, спускаться по северной стороне ледяной стены, вырубив изрядное количество ступеней. Обследование этого склона было столь же безрезультатным, пришлось снова возвратиться к исходному месту, искать пути с другой стороны, и только обнаруженный нами скальный внутренний угол высотою в 60 м решил успех дневного перехода. Применяя попеременную страховку при по­мощи крючьев, мы успешно поднялись «а «жандарм», а там легкий путь привел нас к просторной, совершенно ровной снежной площадке, словно специально подготовленной для бивуака. Пройденный нами большой путь и часовая стрелка, приближавшаяся к 18 часам, напомнили о нашем праве на отдых.

На другой день, 24 августа, мы предполагали уже спуститься на ледник, но бесконечные подъемы и спуски по гребню значительно удлинили путь и замедлили про­движение. Не дойдя до более низкой точки на гребне, от которой спускался снежный кулуар на ледник Китлод, мы остановились на ночевку. К вечеру косые лучи захо­дящего солнца перестали согревать, и снежный вал, окружавший палатку, настолько смерзся, что мы уже не проваливались в снегу. Свою последнюю, седьмую, ночь мы провели на гребне среди скал и вечных снегов. По­зади оставались трудные участки длинного горного мас­сива; следующую ночь мы проведем в базовом лагере, а затем — в цветущей теплой долине Безинги.

В морозное тихое утро 25 августа не хотелось выле­зать из теплых спальных мешков, но мысль о том, что наступил последний день спуска с гребня, быстро под­няла нас. Пройдя скальный гребень, мы вышли к трех­сотметровой стене, сплошь покрытой снегом и льдом. Весь этот участок пришлось спускаться по веревке. Сойдя с гребня, мы траверсировали два «жандарма». Удач­ный обход скального массива вывел нас к площадке, устроенной еще первовосходителями в 1935 г. На месте их бивуака мы нашли крепкий просмоленный репшнур.

Пройдя по резко понижавшемуся гребню, мы начали спускаться по скалам прямо на ледник Китлод. Взятое направление оказалось правильным. Нами был сделан лишь один спуск по тридцатиметровой веревке. Двигаясь с попеременной страховкой, мы к 18 часам были уже на леднике Китлод.

http://docs.podelise.ru/pars_docs/animal_refs/3/2680/2680_html_4aa52586.jpg
Е.М. Абалаков

0

6

http://wiki.risk.ru/images/7/70/%D0%A2%D0%B8%D1%85%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BD.jpg

http://wiki.risk.ru/images/e/e6/%D0%A2%D0%B8%D1%85%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BD-1.jpg

Тихтеген Южная по Юго-Восточной стене, 5Б

Выход из а/л «Безенги». Черезз ледник Безенгийский и Баран-Кош подъем на перевал Кель-Ауш (3600 метров). Всего 8 часов. Ночевка.
Далее по снежному плато и подъем на перевал Цаннер (3950 метров), спуск с перевала на снежное плато вдоль гребня Ортокара - Тихтенген в направлении Юго-Восточной стены. Всего 6 часов.
Под стеной базовый лагерь на снежном плато. От базового лагеря к снежному склону под стеной (1 час) в направлении темно-серой скальной «лапы» правого края центральной части стены. Снежный склон до нижнего бергшрунда (40м., 30°) склон переходит в снежный конус, перерезанный бергшрундом. Крутизна 40° — 20 метров. Переход бергшрунда по мосту справа и далее до второго бергшрунда еще 20 метров — 45°. Второй бергшрунд проходится по слабому мосту и далее 40 метров крутого снежного взлета 50° в центр скальной лапы. Выход влево на левый отросток лапы по разрушенной полке (20 м., 45°) под серый нависающий блок. Обход слева блока по внутреннему углу (3м., 60°) и вправо за нависающий блок по отвесному камину (камни, обледенение, 5 метров) выход над блоком. По полке 4 метра вправо под второй отвес и по внутреннему углу с последующим траверсом под нависающей частью стены (лесенка, 4 метра) выход на выступ и через 2 метра на осыпную полку. С нее 5 метров вверх по стенке — со ступеньками (60°) к рыжим заглаженным плитам, по ним 10 метров и траверс влево по отвесной 2 метровой стенке на косую простую полку, ведущую 20 метров влево-вверх под стены рыжего барьера, цепочкой уходящих прямо вверх. Отсюда 20 метров под барьером вверх по внутренним углам и стенкам (70 — 80°) выход на барьер в его понижение (кажущееся снизу) на широкую полку. С полки вверх 10 метровая стена со ступеньками (60°) на полку — щель (забитую камнями) под отвесом. Вправо 3 метра до конца полки и на отвесную стену по узкой полочке 2 метра. Полочка упирается в гладкий вертикальный внутренний угол, по нему 4 метра вверх (лесенка) на узкую полочку и с нее выход на крышу стены. Отсюда ступенчатая стенка (10 м., 60°) вверх в направлении большого откола перед стеной — раковиной (типа нависающей вогнутой раковины). От откола траверс влево 5 метров к отвесной левой стенке с нависающим верхом и отщепленным пером перед ней. По перу выход 4 метра под выпуклость — навес. Далее 2 метра отрицательных (лесенка) и выход на полочку под желтой стеной в виде выпуклой «линзы». С полочки траверс влево-вверх, огибая выпуклость стены во внутренний угол (10 м, 60°), выводящий слева от стены в крутой кулуар (разрушенный, 20 м, 50°). Из кулуара вправо на стенку (5 м., 70°) над стеной — линзой, и выход на большую наклонную полку — крышу. Здесь первый контрольный тур. Далее 40 метров вверх по серым ступенькам — плитам, полкам (60 — 65°) и на полку (40°) с ледовой линзой на ней (возможно, вырубить сидячую ночевку). По краю ледовой линзы вдоль стены слева — вверх выход над линзой в отвесный внутренний угол (вода! лесенка, 3 м.) и влево на полку, покрытую 2-й снежно ледовой линзой (40°). На верх линзы по стыку льда и скал, и отсюда по 3 метровой стенке в нависающий внутренний угол (вода, лесенка), а из него вправо на отвесную стенку 5 метров (последние 2 метра нависают, лесенка) и выход на серую стену со ступеньками (10 м., 70°), а за ней на полочку. Отсюда вверх по рыжим скалам 30 метровый выход слева от нависающей рыжей стенки к отвесному камину со льдом (сосульки! 4 м., лесенка, гладкие стены, движение в распорах). В верхней части камина ледовая пробка, уход влево-вверх по гладкой стене 3,5 метра и выход на скат со снегом под камином (40%, возможна сидячая ночевка). Сверху нависает рыжий забор стен – раковин и перьев (кажется на фоне неба). Движение траверсом вправо-вверх по разрушенным полкам (камни, 50°) к правому понижению «забора». Через понижение влево-вверх к крутому кулуару (60°) с разрушенными скалами, потом по разрушенным стенкам справа, и далее влево-вверх-вправо под нависающие верхушки стен (40 метров). Отсюда начинает просматриваться средний взлет стены. По очень разрушенным плитам (40 м., 50°) под серую скалу — стену с горизонтальной полочкой под ней. Здесь второй контрольный тур. Далее влево от серой скалы в широкий кулуар (60 — 70°) с плитами, влево-вверх траверс по углу и вверх по плитам 10 метров к разрушенной стенке (60°). По ней вверх-влево под бурую невысокую нависающую стену на разрушенную полку 0,5 метра шириной. Здесь организуем сидячий бивак. От бивака 40 метров вправо-вверх по неявному углу и стенкам (60 — 65°) в направлении левой части среднего взлета стены. Выход во внутренний угол с гладкими стенами (70°), под ним раструб — воронка (50°) и далее стенка (70°) выводит на маленькую полочку. Слева проходит желоб, над ним нависает стена с сосульками льда. Траверс желоба (60°) влево на отвесный противоположный борт и по стене с щелями 10 метров вверх, далее стенка (65°) влево на выступающий скат (сложное вытягивание рюкзаков с маятником и оттяжкой). Отсюда 40 метров вправо-вверх идут плиты со щелями (60 — 70°), над ними внутренний угол (70°), выводящий в отвесный камин с отколом на борту в верхней части. За отколом полочка под нависающей стенкой среза взлета. На неё вытягиваются рюкзаки (живые камни!). С полочки спуститься в камин опять на 2 метра и перейти на левый борт. По щели отвеса (лесенки) выход на макушку скального столба (на макушке камни), с нее траверс 4 метра по отвесной стене (мелкие зацепки, откидывает) до полочки за поворотом стены. Отсюда по стенке 70° вверх 20 метров до узкой полки (вода!).
После стенки траверс по мокрым 70 — 80° ступеням – стенкам вправо-вверх под большую стену (левый срез) и в направлении ребра среза вправо – вверх, с траверсом к ребру по отвесной вогнутой стене 5 метров (обледенелые скалы, лесенка). Выход на ребро на обледенелую полку. Вправо от ребра по обледенелой полке 5 метров и вверх по 60° кулуару со льдом, далее по 10 метровой стенке 70° и к ее правому ребру (отвес над снежным началом кулуара). За ребром сразу вверх-влево на гребень среза (плиты типа бараньих лбов, трещин нет). Далее идет острый крутой снежный гребешок на ледовом основании. Под гребешком по его правому склону (ледовые крючья) выход к разрушенному основанию рыжей скалы в 20 метрах справа от продолжения гребня среза. По правому борту уходящего вверх снежно — ледового кулуара (50 — 60°) 1 веревка верх и резко вправо выход на большой выступ со снегом. Здесь место второй ночевки (на 2 — 3 палатки, площадка сооружена из снега и камней. От ночевки вверх по стеночке и разрушенному крутому скальному кулуару 1 веревка выводит на острый ледовый гребешок перед следующим срезом взлета стены. Пересечь его вправо и под стенку 70%. Вдоль стенки вверх — вправо под отвес, далее траверс вверх — вправо по отвесу к нависающей части. Здесь 3 метровый отвесный внутренний угол и траверс из него по стенке вправо 2 метра к отвесному обледенелому камину с пробкой наверху. По камину 5 метров (лесенки) выходим на конек среза — широкий гребешок 45°, по нему вверх и вправо к скальному кулуару справа от нового взлета стены. По кулуару 1 веревка вдоль левого борта (50°, натечный лед) и далее слева по стенке 60° 1 веревка выход на большой гребешок (скалы — лбы, снег, лед). Гребешок 40 метров упирается в стену отвесного рыжего среза. Проходится стена в лоб 30 метров и наверху сразу чуть влево к началу снежного гребешка (снизу лед). По гребешку 1 веревка к рыжей балде, стоящей у левого канта черного большого отвеса. Отсюда 40 метровый траверс вправо-вверх по полочкам черного отвеса (70 — 80°) в проем его правого канта. Из проема по стенке 3 метра (отвесно, лесенка) вверх и вправо — вверх 40 метров выход над черным отвесом. Далее по скату гребня (60 — 50°) вправо — вверх 40 метров выход на Южный гребень Тихтенгена через 10 метровую стенку в районе 2-х рыжих жандармов на Южном гребне. Далее вправо по Южгому гребню 2 часа до Южной вершины. Гребень очень острый, в некоторых местах перекрыт жандармами с трудным обходом, между ними снежные гребешки с карнизами (верхом! страховка только падением в разные стороны!).
Спуск по пути подъема до стыка стены и гребня, далее по Южному гребню, более круто уходящему вниз (гребень острый, жандармы) к провалу. После провала отвесная стенка дюльфер 30 метров, потом гребень расширяется и после места стыка с Юго-Западным ответвлением обрывается вниз стеной. Спуск дюльфером 40 метров и траверс влево 10 метров по ходу опять на гребень в провал. Подъем по простым скалам на взлет и спуск круто вниз на ребро, уходящее к перевалу Семи. С ребра вправо по длинному снежному кулуару 200 метров на склон между Южным и Юго-Западным ответвлениями, и далее через бергшрунд выход на снежную тропу под перевалом Семи с Запада. Через перевал Семи выход к базовому лагерю, от базового лагеря ч-ерезз перевал Цаннер и перевал Кель–Ауш в а/л «Безенги».

0

7

http://static.panoramio.com/photos/original/37977253.jpg

0

8

Штурм Тихтенгена

Подход к Китлодским ночевкам

Горная тройка в Грузии: Сванетия, ч.1 - перевал Семи

Сванетия-2013. Фотоальбом

Отчет о горном походе 3 к.с. по Сванетии летом 2012 г. Часть 1

0


Вы здесь » Wanderer » Маршруты и Карты » Тихтенген